17.03.2012 08:51:21 - Авто | 

Киргизские авто в Казахстане. Конец мораторию

Буквально пара дней осталась до завершения моратория, объявленного алматинскими таможенниками, на проверки авто с киргизскими номерами. Между тем, все явственнее вырисовывается, что история с машинами из ближнего зарубежья – большое «кидалово», причем, как на государственном, так и на более низких уровнях.

Сразу оговорюсь: я не собираюсь выставлять «белыми и пушистыми» владельцев киргизских авто. Да – пытались смухлевать на дырках в законе, да – не платили штрафы в УДП, да – давали взятки таможенникам, чтобы те быстрее оформили документы на ввоз. Но напомню: это – лишь частники, простые граждане, может не всегда чистые на руку и юридически грамотные.

Незнание законов, конечно, не освобождает от ответственности, но вполне объяснимо для обычных людей. Как допустимо и их желание выгадать при покупке машин. Тем более, что с началом работы Таможенного союза, ввозные пошлины стали просто заоблачными. Но когда до открытого вранья опускается государство, чиновники – это уже ни в какие ворота не лезет!
Начнем с того, как проводилась охота на киргизские авто. Рейд по отлову проходил 15-17 февраля. Машины останавливались на трассе, их водителям предлагалось проехать на один из СВХ, якобы, для сверки номеров. Те, ничего не подозревая, соглашались. Тут-то и захлопывалась ловушка. Автовладельцам объявляли, что их железные кони арестованы, и будут находиться на складе временного хранения до выяснения обстоятельств! Можно, конечно, громко назвать совместную операцию алматинских таможенников и «гаишников» «оперативными действиями». Мол, при их проведении допускаются любые способы задержания нарушителей. Но уж больно «попахивают» подобные методы, не по-офицерски, мне кажется.


В общем, задержали 19 машин. Загнали на склад. Народ поднял шум. Писал премьеру, жаловался в акимат, грозился выйти на улицы. Наконец, их вроде бы услышали, и согласились организовать встречу, на уровне городского руководства. Претензий с обеих сторон было высказано немало. Чиновники обвиняли автовладельцев в том, что они ездят, без оформления необходимых документов. Водители, в ответ – заявляли, что готовы платить, но не знают кому и как. К тому же, по их словам, таможенники, мало того, что пропускали их за взятки на территорию РК, так еще и убеждали покупателей киргизских авто в том, что ездить на них в Казахстане можно беспрепятственно. Чиновники разглагольствовали на трибуне, водителям же, задававшим «неудобные» вопросы с мест, постоянно пытались заткнуть рот. Худо-бедно, но на той совместной встрече было решено объявить мораторий на проверки машин с киргизскими номерами. Который, в результате, продлили до 19 марта. Как сообщили потом официальные СМИ, «для сохранения согласия и стабильности в обществе, на что неоднократно делал акцент в своих Посланиях Президент РК». Водителям дали, без малого, месяц на то, чтобы привести документы в порядок, либо – вывезти машины за пределы РК. При этом автовладельцев заверили, что до Кыргызской границы им организуют «зеленый коридор». Как наивно было внимать чиновничьим обещаниям! Ведь «сохранив стабильность и согласие» в городе, над водителями киргизских машин начали просто издеваться.


Начнем с того, что владельцам 19 задержанных авто было обещано, что их железных коней на СВХ будут размещены бесплатно. Но хозяин складов заявил водителям, что для него «ни акимат, ни таможня – не указ». Начал пугать, что заставит платить по 7 тенге за килограмм веса, за каждый день стоянки. (Что выкатывалось бы автовладельцам в 7-10 тысяч тенге ежедневно). Потом, видимо – от широты барской души, сжалился, и согласился плату не брать. А вскоре вновь начал требовать деньги. Небольшие – чуть больше ста долларов с машины, но выглядело это мелочно и не по-мужски.


Измываться над «водилами» продолжила и сама таможня. Для начала задержанных вызвали 11 марта на склад, заявив, что в этот день начнут депортацию машин. Продержав людей до вечера на морозе, им пообещали, что завтра – точно всех вывезут. Люди вновь побросали дела и приехали на СВХ. Но там их встречали закрытые двери. Телефоны самих таможенников не отвечали, а руководство складов, узнав, что автовладельцы вызвали на подмогу журналистов, и вовсе распорядилось перекрыть подъезды к СВХ товарным составом. Водители ринулись в городской таможенный департамент. Там их вновь промурыжили около часа, и, наконец, выставив журналистов за дверь, заявили собравшимся, что машины депортируют в ближайшие дни. Да и то не все. На некоторые, мол, так и не пришло подтверждение из Кыргызстана, что они там зарегистрированы.


Тем временем, владельцы киргизских авто, оставшихся «на воле», пытались достучаться во все двери, в надежде узнать: как же им легализовать своих злосчастных «лошадок». Но – безрезультатно. Таможенники отправляли просителей из кабинета в кабинет, либо – попросту не отвечали на телефонные звонки.
Наконец, в одном из автомобильных изданий, появился комментарий таможенного руководства. В нем разъяснялось, что «гражданам же стран ТС, разрешается временный ввоз авто не более, чем на полгода. Оформив декларацию и обеспечение таможенных платежей и налогов. При этом, декларация оформляется бесплатно. Карточка обеспечения может быть «подкреплена» банковским залогом, залогом имущества, поручительством, страхованием или деньгами». Якобы, все это прописано у нас законодательно. И стоит не слишком дорого.
Казалось бы – решение найдено? А не тут-то было! Кинувшись в страховые агентства, в банки, автовладельцы столкнулись с полнейшим непониманием сути вопроса. По словам банкиров и страховщиков, процедура поручительства за автомобили у них никоим образом не прописана. Да и брать на себя риски никто не хотел. Оставался лишь вариант «обеспечения деньгами», но при подсчете, выяснялось, что каждый владелец авто должен положить на таможенный депозит более 2 миллионов тенге. Что в несколько раз превышало стоимость самих машин.
Те же, кто рискнул прорваться на Кордай, были там сразу же задержаны. Автомобили их отправили на местные СВХ, а документы передали в суд, в Жамбылскую область. Вменив хозяевам «незаконное пересечение таможенной границы». Так, что теперь автовладельцам придется мотаться в Тараз на судебные заседания, оплачивать штрафы, да еще и – выложить немаленькие суммы за стоянку машин на складах, за все время пока длится разбирательство. Мало того, выяснилось, что на том же Кордайском посту попросту не знают, как оформлять авто, подлежащие легализации. Мол, из Астаны до сих пор нет соответствующих указаний. В общем – государство опять соврало.


Небезынтересным остается и вопрос: как, в таком случае, вообще киргизские машины оказались на территории Казахстана? Сегодня стражи экономических границ пытаются убедить общественность в том, что автомобили пересекали границу через «дырки», какие-то «Черные речки». (Посмотрел бы я на того, кто попытается форсировать водную преграду на «Хонде Одиссей»). В тоже время, выясняется, что у большинства водителей имеется на руках декларация о временном ввозе. Со всеми необходимыми печатями и подписями. Но ведь, по словам самих таможенников, выдавать их должны были только после оплаты автовладельцами обеспечения таможенных сборов? Получается: либо – разрешения выдавались людьми в погонах незаконно, за мзду, либо – таможенники сами не знали о механизмах ввоза машин. Так чего же, в таком случае, требовать с простых «смертных»?


К слову, достаточно сурово «попали» и владельцы желтых киргизских номеров, на которых, по идее, можно было ездить без опасения выдворения. Как оказалось, многие из них выдавались одним из киргизских РОВД, сгоревшим примерно полтора года назад, со всеми документами. В результате, данных о том, как машины попали на территорию КР, и многих других регистрационных бумаг, не осталось. (Поговаривают, что тамошние стражи порядка вовсю «банчили» видами на жительство, дающими казахстанцам право оформления желтых номеров. В какой-то момент, их деятельностью заинтересовались местные спецслужбы, и милиционеры, не долго думая, спалили родные пенаты).


В общем, на сегодня, ситуация с «киргизоводами» складывается достаточно плачевная. Автовладельцев «кинули» все, и света в конце тоннеля – не видно.
С чего разгорелся весь сыр-бор? – спросите вы. Ведь до недавнего времени на машинах с киргизскими номерами народ ездил «не оглядываясь»? Да и в других областях «кыргызов» сегодня не трогают?


Вот тут-то и кроется, пожалуй, самое интересное! Не так давно, в приватной беседе, один из высоких таможенных чинов проговорился, что отлов киргизских авто – наш «ответ Чемберлену». Вроде того, как Россия «троллила» грузинские вина в свое время, или перекрывала газ Украине.
- В данном случае – масштабы поменьше, - пояснил чиновник. – Речь идет всего лишь о 8 тысячах тонн радиоактивного угля, который киргизы пытались вернуть казахстанским поставщикам.
Как вы помните, в скандале замешаны достаточно высокие бишкекские чины. И таким образом казахстанские бизнесмены, имеющие неплохие завязки «там где надо», попытались надавить на киргизских партнеров, и в частности – на тамошнее правительство, заставляя их принять и расплатиться за ядовитое тепло в киргизских домах. Бишкекчане оказались достаточно стойкими, и на шантаж не поддались. Уголь нашим предпринимателям пришлось-таки согласиться вывезти. А казахстанские автолюбители – просто «попали под танки», маховик завертелся, и «заднюю включать» нашим таможенникам - поздно.

P.S. Буквально на днях, на машину девушки - общественного представителя владельцев авто с киргизскими номерами напали вандалы. Выбили стекла, изуродовали салон, и напоследок написали: «Не мешай нам бастовать»! (Девушка выступала за диалог с властями и решение конфликта в рамках закона). Одного из вандалов задержали. Ведется следствие. По предварительным данным, непосредственно к киргизским машинам он никакого отношения не имеет. Ездит на казахстанской. Судя по всему, ситуацией, которая и так уже грязнее некуда, не преминула воспользоваться какая-то третья сила. Решившая «пошевелить нашу стабильность».

P.P.S. На днях, было снято руководство таможни южной столицы, Алматинской, Жамбылской и Южно Казахстанской областей. Может порядок все-таки наведут?

 Автор Алексей Штурман, dialog.kz.

Источник: dialog.kz

Теги: Киргизские машины в Казахстане    кыргызские номера   


 

С сентября получить американскую визу станет проще. Как получить американскую визу в октябре2006 .

usa-visa-center.ru

вопрос автоюристу онлайн

юрпомощь.com

Отделка вагонкой деревянного дома

Фотогалерея готовых домов. Описание технологий деревянного домостроения

megoprom.by